День снятия блокады

День снятия блокады

Новости

27 января. Важнейшая дата для Петербуржцев!
День снятия блокады.

❓А как жил г.Колпино во время блокады? Читаем историческую справку👇

Электричества в городе не было, водопровод замерз, за водой местные жители ходили на речку, с ведрами и кастрюлями на санках. Морозы в первую блокадную зиму стояли под 30−40°С, топлива не было, и люди собирали вокруг разрушенных бомбами и снарядами домов щепки, все, чем можно было топить маленькую печку-«буржуйку». Тепло от таких печек очень быстро улетучивалось, и температура в помещении опускалась почти до уличной. С наступлением морозов многие колпинцы снова перебирались из землянок в уцелевшие дома, на обстрелы уже почти не обращая внимания. Люди тысячами умирали от голода. Трупы складывали штабелями при больницах, медсанбатах, просто оставляли на улицах. У ослабевших от голода людей часто не было сил даже похоронить умерших.

Но, несмотря на тяжелейшие испытания, город жил. Всю войну, не прерываясь, работал Ижорский завод, хотя большинство цехов было разрушено, и часть оборудования и людей пришлось перевезти в Ленинград на освободившиеся площади других заводов. Оставшимся в городе ижорцам пришлось укрыться в катакомбах, образовав своеобразные подземные цеха. Работа кипела днем и ночью. В основном трудились вернувшиеся на завод пенсионеры, подростки, жены, матери и сестры тех, кто ушел воевать. Они ремонтировали доставленную c передовой технику, бронировали линкоры, строили суда «малого флота» − морские охотники, минные тральщики, изготовляли реактивные снаряды для «катюш».

Как-то в 1943 г. бойцы Ижорского батальона взяли «языка» − фашистского офицера. Среди его документов обнаружили неотправленное письмо, а в нем такие строки: «уму непостижимо: перед нами огромный разрушенный завод, и он продолжает работать!»…

В дни войны ижорцы выпускали бронепоезда, ремонтировали минометы, танки, бронемашины, небольшие артиллерийские системы. Использование созданной ижорцами технологии изготовления сверхпрочной брони «ИЗ» позволило сократить сроки разработки легендарного танка Т-34.

Конструкторы Ижорского завода разработали применительно к сложившимся условиям и производство различных небольших изделий − оконных печурок-«буржуек», «кошек» для растаскивания проволочных заграждений, металлических саночек для вывозки раненых, металлических лыж для перевозки минометов и термосов с пищей, саней-волокуш, водогреек, чайников и т.п.

На одной из заводских труб был оборудован наблюдательный пункт, который осуществлял корректировку огня наших артиллерийских батарей и засекал вражеские. Немцы обнаружили наблюдателя по блеску стекол бинокля и пристрелялись к трубе. В ней было 23 пробоины, но, как ни странно, она простояла всю блокаду.

Стойко и мужественно выполняли свои задачи бойцы отрядов местной противовоздушной обороны. Они дежурили на крышах домов во время налетов фашистской авиации, тушили зажигательные бомбы, следили, куда падают снаряды и фугаски, потому что неразорвавшиеся бомбы могли также причинить немало вреда. Они были крайне опасны для Колпино, где большинство домов были деревянными. Кроме того, гитлеровцы специально начинали обстрел «зажигалками», чтобы вспышки огня и дым помогали им корректировать стрельбу, добиваться более точного прицела по объектам. А такими объектами, которые фашистское командование планировало непременно взорвать, были плотина у Ижорского завода, водокачка, хлебозавод, радиостанция и другие важные сооружения.

Все 900 дней блокады в Колпино находился эвакогоспиталь. Восемь раз больница подвергалась сильному разрушению от артобстрела. Число раненых, поступавших в больницу, все увеличивалось. Пришлось операционную и перевязочную палаты оборудовать в подвальном помещении. Медицинские работники действовали самоотверженно. Нередко под обстрелом, рискуя жизнью, разыскивали раненых в землянках, разрушенных зданиях, траншеях, убежищах. Осматривать раненых и больных приходилось в подвалах при свете лучины. Регулярно проводились осмотры всех важных коммунальных объектов, чтобы не допустить случаев распространения эпидемий.

Весной 1942 г. перед командованием Ленинградского фронта встала казавшаяся неразрешимой задача: снабдить город, промышленность, а главное − фронт горючим. Если продовольственные запасы еще можно было транспортировать через Ладожское озеро кораблями и баржами, то для доставки топлива нефтеналивных барж и озерных танкеров не было, и взять их было негде. Пытались использовать железнодорожные цистерны, но этот опыт оказался неудачным. Вот тут-то и сыграли неоценимую роль стальные трубы, произведенные Ижорским заводом еще до войны, которые из-за массированных артиллерийских обстрелов не удалось эвакуировать в тыл.

19 июля 1942 г. укладка трубопровода по дну Ладоги была закончена, и Ленинград получил первые тонны горючего. Для немецко-фашистского командования так и осталось загадкой, как снабжался жидким топливом Ленинградский фронт.

В январе 1944 г. началось стремительное наступление нашей армии по всему Ленинградскому фронту. Командир Ижорского батальона Г.В. Водопьянов получил приказ взять сильно укрепленный узел обороны на высоте «Федоровское». Эту высоту штурмовали через глубокие минные поля.

Взяли одну за другой все три линии траншей. Отсюда, с высоты, фашисты хорошо видели Колпино, отсюда их снаряды несли смерть и разрушение. Варварским обстрелам пришел конец. Последний снаряд разорвался на заводском дворе 23 января. Его осколки никого не задели, а через несколько дней в журнале местной противовоздушной обороны Ижорского завода появилось несколько строк:

«27 января 1944 года. 19 часов 45 минут. Блокада Ленинграда снята. Противник больше обстреливать не будет».

С праздником!

Печать